Posted 14 марта 2019,, 06:37

Published 14 марта 2019,, 06:37

Modified 17 октября 2022,, 19:58

Updated 17 октября 2022,, 19:58

Транспорт в Уфе: Как в миллионном городе организовать движение без пробок

14 марта 2019, 06:37
О проблемах развития транспортной системы Уфы рассказал эксперт, кандидат экономических наук Рустем Шайахметов.

- По данным сервиса «Яндекс-пробки», в Уфе часто наблюдаются пробки в 10 баллов. Такие пробки в Уфе становятся традицией. В чем основная причина?

- Транспортные пробки в больших городах России являются элементом городского бытия, и Уфа не является исключением из этого правила. Регулярно возникающие транспортные коллапсы являются следствием игнорирования основополагающих факторов территориального развития Уфы.

Во-первых, автомобилизация населения. В Уфе за последние 15 лет в два раза выросло количество легковых автомобилей. В то же время в городе не строились дополнительные автомагистрали, в первую очередь дороги-дублеры, городских магистралей через которые осуществляется основное движение транспорта.

Во-вторых, в Уфе нарушены основополагающие принципы пространственного развития. В Европе 20 – 25 % городского пространства выделяется для развития улично-дорожной сети. В Уфе же, на этом экономят. Мы стали городом застройщика. У нас строят жильё, коммерческую недвижимость, игнорируя транспортную доступность строящихся объектов.

В-третьих, происходящие агломерационные процессы. Уже сейчас прирост населения прилегающих к Уфе районов выше, чем в самом городе. Однако, происходящие агломерационные изменения, формирующих значительное увеличение транспортных потоков, проходят без адекватных трансформаций в улично-дорожной сети.

В-четвертых, изменилась схема расселения Уфимской агломерации. Например, за последние 15 лет население Дёмы увеличилась в 1,5 раза и достигла 75 тысяч человек, в ближайшие 10-15 лет в Дёме будет жить 120 тысяч человек. А так как в Дёме дополнительных рабочих мест нет, люди едут на работу на Уфимский полуостров, но дополнительных дорог не построили. Поэтому народ добирается на работу по перегруженным улицам.

А так как существующая транспортно-логистическая система Уфы не в состоянии обеспечить возросшие нагрузки, в час «пик» происходит снижение скорости движения автомобилей до 5 км/ч, и-за чего ухудшается экология города, аварийность.

- Но если улучшат работу общественного транспорта, люди просто пересядут на общественный транспорт, и нагрузка на дороги сразу снизится и пробок станет меньше?

- Определенная логика в этом есть. Так, если взять структуру транспортного потока в мегаполисе, легковой автотранспорт занимает до 90% транспортных средств, а маршрутный общественный транспорт составляет около 8%, в то же время общественный транспорт обслуживает около 40% пассажиропотока.

Поэтому надо признать, что нахождение легковых автомобилей на дорогах города - главная причина транспортных коллапсов в Уфе. Но бороться с автомобилизацией населения бесполезно. Власть должна исходить из того, что пока не наступит точка насыщения – 500 автомобилей на тысячу жителей, уровень автомобилизации населения будет расти. И в соответствии с этим развивать транспортную инфраструктуру, меняя принципы развития, адаптируя их к существующим потребностям.

Произошла трансформация требований населения к оказанию транспортных услуг, для пассажиров на первый план вышло повышение транспортной мобильности, его интересует комфортный маршрут от «двери к двери», поэтому ускоренными темпами идет развитие каршеринга, такси, карпулинга. Вследствие этого снижается роль маршрутного общественного транспорта. Это закономерный процесс.

Когда нам говорят о тенденциях уменьшения владельцев автомобилей в Европе, то забывают сказать о том, что люди пересаживаются на каршеринговые автомобили и такси, а не становятся пассажирами автобусов или трамваев. Это общемировая тенденция, когда люди отказываются от владения автомобилями, так как предлагаются удобные и достаточно дешевые формы пользования автотранспортом. Это и обуславливает ускоренное развитие каршеринга, так, объем услуг каршеринга в Москве в 2018 году вырос в три раза. В обозримом будущем следует ожидать соединение сервисов такси и каршеринга в единую систему со значительным снижением стоимости услуг.

Но каршеринг, такси не уменьшают количество легковых автомобилей на дорогах, повышается только интенсивность использования автомобилей.

Внедрение IT-технологий, активизация новых форм работы общественного транспорта сильно изменили рынок транспортных услуг.

Согласно экспертным оценкам ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны», в 2017 году сервисы карпулинга или райдшеринга (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков - прим.) перевезли около 18 млн пассажиров, оборот этого рынка составил 9,6 млрд руб., а по итогам 2018 года он достиг 31 млн пассажиров и 16,3 млрд рублей. В результате компании, осуществляющие автобусные перевозки, вынуждены сокращать количество отправлений или вовсе приостанавливать обслуживание маршрутов из-за отсутствия пассажиропотока.

Сервис в межмуниципальных перевозках Башкортостана «от двери к двери», широко используемый частными перевозчиками стал существенным преимуществом перед традиционными перевозками, значительно снизившим пассажиропотоки маршрутного автобусного сообщения. Это во многом будущее городского общественного транспорта.

Это подтверждается и мировым опытом. В середине декабря 2018 года в Сингапуре запустили проект «автобус по запросу». Шаттлы собирают заявки от пассажиров в приложении в режиме реального времени. Это первый проект внутригородского карпулинга, встроенный в систему общественного транспорта. Автобус можно оплачивать обычным проездным билетом.

Первостепенная задача пространственного развития Уфы – это создание единой взаимоувязанной транспортной системы на условиях сочетания использования преимуществ личного и общественного транспорта.

Поэтому необходимо уйти от концепции, что только маршрутный общественный транспорт решит все проблемы связанности территорий Уфимской агломерации, от парадигмы противопоставления личных автомобилей общественному транспорту.

Конечно, общественный транспорт является приоритетным направлением развития города и его эффективность формирует комфортность городской среды. Но нельзя забывать, что большинство горожан (около 60%) передвигаются по городу не на маршрутном транспорте. Поэтому ухудшая жизнь автовладельцев, мы затрагиваем интересы большинства населения города, а это я считаю недопустимым.

- А какие задачи развития транспортной инфраструктуры являются первоочередными?

- Наиболее остро транспортные проблемы стоят для Сипайлово и Дёмы. Если принятые городом решения по стратегии развития улично-дорожной сети Сипайлово достаточно эффективны, то по Дёме такие решения отсутствуют.

Для решения транспортных проблем Дёмы необходимо строительство моста рядом с существующим железнодорожным мостом. Данное решение позволит сократить путь между Дёмой и Центром по сравнению с существующим до 38%.

К сожалению, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству озвучил другой вариант – строительство дороги, проходящей рядом с д. Романовка со строительством моста, соединяющего с Нижегородкой, увеличивающего существующий маршрут Дёма-Центр, как минимум на 20%.

Я надеюсь, органы власти изменят свою позицию и примут взвешенное решение по обеспечению транспортной мобильности жителей Дёмы. Потому что строительство дороги, соединяющей Дёму с Уфимским полуостровом с сооружением моста рядом с железнодорожным мостом, сократит существующий перепробег транспортных средств, осуществляющих движение по данному направлению. Данное решение также позволит снизить на 20-25 % транспортную нагрузку на участке дороги Аэропорт-Уфа около мостового перехода в районе ул. Воровского.

Кроме того, необходимо приступить к решению проблем транспортной связности Севера и Юга города. Основная причина транспортных пробок на проспекте Октября, на ул. Российская, Комсомольская, Р. Зорге – транзитные потоки автомобилей, осуществляющие движение между Центром, Затоном и Черниковкой, Северным и Лихачевским промышленными зонами. Поэтому если мы уберем транзитные потоки с указанных автомагистралей, то транспортные пробки исчезнут.

Существующим генпланом запланирована автомагистраль вдоль железнодорожной дороги от улицы Интернациональная до Набережной реки Белая через улицы Пушкина, Заки Валиди. Если ее построить, то многие автомобили, следующие из южной части города и Затона в Черниковку, будут осуществлять движение по построенной дороге, а если организовать бессветофорное движение, значительно увеличится её пропускная способность. Автомобиль от ул. Гафури до ул. Интернациональной сможет доехать за 15-20 минут, что существенно улучшит транспортную ситуацию в Уфе.

- А общественный транспорт?

- Следует принять во внимание, что в Уфе достаточное длительное время каждый вид общественного транспорта развивался изолировано, без учета развития других видов транспорта. В настоящее время рельсовый транспорт решает второстепенные задачи транспортного обслуживания населения, что противоречит основополагающим принципам развития транспортных систем мегаполисов.

Поэтому необходимы структурные изменения, где главную роль должны играть транспортно-пересадочные узлы и рельсовый транспорт.

Железная дорога проходит через весь город и в определенной мере может играть роль метро. Время в пути на электропоезде по маршруту Дёма – Черниковка составляет 20 минут, Центр-Черниковка – 15 минут, но железнодорожное сообщение не интегрировано в систему городского общественного транспорта, пригородные электрички работают исключительно на подвоз-увоз пассажиров за пределы Уфы, поэтому услугами железной дороги пользуется лишь незначительная часть уфимцев.

Если на основе станции Дёма, платформ Парковая, Правая Белая создать транспортно-пересадочные узлы, то это позволит за счет использования преимуществ железнодорожного сообщения и интеграции с другими видами транспорта, дать возможность уфимцам совершать комфортные поездки, осуществлять удобные пересадки с одного вида транспорта на другой, экономить их время в пути.

Создание системы «сетевой вокзал», когда функции автовокзалов выполняют железнодорожные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), с организацией пассажирских перевозок между ними, позволяющих пассажирам быстро и комфортно добираться до любого из указанных ТПУ обеспечит интеграцию пригородного, междугороднего транспорта в сеть городского общественного транспорта. Таким образом, будет достигнута гармонизация междугороднего автобусного сообщения с городским общественным транспортом, междугородними и международными авиа ‑ и железнодорожными перевозками. Соответственно необходима переориентация пассажиропотоков по следующим направлениям с созданием автостанций в следующий ТПУ:

  • «Дёма» (ж/д станция Дёма)- пересадочный узел, обслуживающий маршруты, соединяющих Уфу с населенными пунктами расположенных к западу от города по трассе М-5;
  • «Правая Белая» (ж/д платформа Правая Белая) - пересадочный узел, обслуживающий автобусы, прибывающие в Уфу по трассе М-7, а также следующих через Пугачевский и Бельский мосты;
  • «Парковая» (ж/д платформа Парковая) - пересадочный узел, обслуживающий маршруты, соединяющих Уфу с населенными пунктами, расположенных к востоку от города по трассе М-5, а также прибывающих по Бирскому тракту.

Создание системы «Сетевой вокзал» предполагает строительство в районе аэропорта однопутной железнодорожной ветки длиною 3,5 км и создание ТПУ «Аэропорт», обслуживающего автобусы, прибывающие в Уфу из Зауралья и южного направления республики. Это обусловлено следующими факторами:

  • Дорога Уфа - Аэропорт перегружена. Около 15% транспортного потока на данном участке дороги составляют транспортные средства, осуществляющие движение в аэропорт и обратно. Организация ж/д движения Аэропорт-Уфа, обеспечит для пассажиров комфортное время в пути: Аэропорт-Дёма – 20 минут, Аэропорт-Центр – 25 минут, Аэропорт‑Черниковка – 40 минут. Вследствие этого, «Аэроэкспресс» позволит снизить транспортный поток до 6 % на участке автодороги Уфа-Аэропорт.
  • Организация автовокзала для междугородного автобусного сообщения Уфы с югом республики и Зауральем позволит снизить транспортную нагрузку на дорогу Уфа - Аэропорт. Ежегодный поток пассажиров по данным направлениям составляет около 5-6 млн человек. В случае организации продажи единого билета автобус-электропоезд повысится привлекательность данного мультимодального сообщения, кроме того, за счет высокой скорости железнодорожного сообщения, повысится мобильность пассажиров, скорость передвижения внутри города.
  • Создание перехватывающей парковки для личного автотранспорта позволит перенаправить пассажиропоток с перегруженной автодороги на внеуличный железнодорожный транспорт.

Создание ТПУ «Аэропорт» позволит сформировать ежегодный пассажиропоток железнодорожного сообщения по направлению Аэропорт-Уфа – 6-6,5 млн человек.

Без новой сети трамвайных линий, обслуживающей наиболее пассажирские потоки, невозможно создание эффективной системы общественного транспорта. Нам необходимо вернуть трамваи на проспект Октября. Если это будет производиться с одновременной постройкой автомагистрали вдоль железной дороги, то это не ухудшит ситуацию на дорогах города.

В случае организации трамвайного сообщения по проспекту Октября, по маршрутам Железнодорожный вокзал – Черниковка, Черниковка – Центр (ул. Гафури и создания трамвайного маршрута Черниковка – Сипайлово – Зеленая Роща (ул. Рабкоров), осуществляющих движение через транспортно-пересадочный узел, создаваемый на базе железнодорожного остановочного пункта «Парковая», значительно улучшится транспортное обслуживание населения. В результате трамваи будут перевозить до 70% пассажиров, осуществляющих движение по проспекту Октября, ул. Жукова, Менделеева, а железнодорожное сообщение будет обслуживать до 15-20 млн пассажиров в год, что увеличит долю внеуличного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок до 40-50%.

С учетом строительства новых трамвайных линий по проспекту Октября, улицам К. Маркса, Ленина, Рабкоров, Менделеева, целесообразен демонтаж трамвайных путей по улицам Сунь Ят Сена, Мингажева, Большая Гражданская, Р. Зорге, бульвар Ибрагимова с расширением автодороги.

Особенно важным является строительство запланированных генеральным планом мостовых переходов через железную дорогу по улицам Победы и Ульяновых, автомагистрали вдоль железной дороги от улицы Правая Белая до Интернациональной, а также моста, соединяющего жилой район Дёма с Уфимским полуостровом в районе железнодорожного моста.

"