Posted 26 июля 2018,, 05:28

Published 26 июля 2018,, 05:28

Modified 17 октября 2022,, 19:37

Updated 17 октября 2022,, 19:37

В Уфе восстановили послевоенный ретро-автомобиль для уборки города

26 июля 2018, 05:28
Журналист Медиакорсети провел тест-драйв ретро-автомобиля, восстановленного специалистами уфимского МУП «Спецавтохозяйство по уборке города».

Этот материал можно было, конечно, начать пафосными словами про «… прикоснуться (как вариант – ощутить дыхание) истории…». Лучше расскажу не об исторических, а о настоящих ощущениях, которые испытываешь, стоя рядом с этим специализированным автомобилем для уборки на базе легендарной «трехтонки» ЗИС-5 1949 года.

ЗИС-5 – второй по массовости автомобиль, выпускаемый советской автомобильной промышленностью в 30-40-е годы. Это «рабочая лошадка» – одно из главных транспортных средств Красной армии во время Великой отечественной войны. Автомобиль выпускался на трех заводах: на московском заводе ЗИС (ЗИС – «Завод имени Сталина», далее известный всем «ЗиЛ»), УльЗИС в Ульяновске и УралЗИС в челябинском Миассе. Наш автомобиль родом из Миасса.

Ребята из уфимского МУП «Спецавтохозяйство» нашли его на территории школы № 85 в Черниковке и за 4 месяца из груды ржавого железа превратили в настоящего красавца. Машина, надо сказать, чисто внешне была не в самом хорошем состоянии. Но благодаря энтузиазму и в немалой степени интернету, в котором об этой марке узнали буквально всё, посмотрели эскизы, автомобиль выглядит так, как он выглядит сейчас.

Посмотрите на него: ЗИС-«пятерка» нереально хорош – ничуть не хуже легендарных ретро-автомобилей типа Chevrolet Impala 1967 года или знаменитого розового Cadillac Fleetwood-60, который Элвис Пресли подарил своей маме – любители ретро-машин поймут.

ЗИС-5 гораздо лучше: в лучах солнца он похож на трехтонный слиток чистого золота. Ни пылинки, как только что из салона. Ему бы в голливудский фильм про что-нибудь этакое вестерновое, например, про погони в прериях Техаса или про лихих парней в Лас-Вегасе.

Самое удивительное, в это действительно не сразу верится, автомобиль мало того, что на ходу и бежит довольно резво – он практически полностью оригинальный. Когда его восстанавливали, все усилия были потрачены, главным образом, на придание приличного внешнего вида. Запчастей практически никаких не покупали. Вся ходовая часть – будто только что с конвейера машинка сошла.

- Вот скажем двигатель если взять. Он полностью оригинальный, его не ремонтировали, вычистили только. Единственное, что заменили – один единственный жиклёр в карбюраторе, – рассказывает Ильфат Шангареев, автослесарь МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», который своими руками восстановил ЗИС-5.

До реставрации видок у грузовичка, конечно, был не совсем товарный, людям не покажешь. Последние три года он ждал своей утилизационной участи на задворках школы. До этого на нем исправно ездили по территории, используя в качестве учебного автомобиля на импровизированном автодроме.

Сейчас же этот автомобиль легко может стать экспонатом любого ретро-музея.

Ну вот, наконец-то дошла очередь порулить этой рухлядью, как скажут те, кто ничего не понимает в красоте ретро-машин. На самом деле, конечно, 40-80-е годы 20 века – это золотой век мирового автомобилестроения. Если дизайн современных авто – это некая технологичность с налетом футуризма, то дизайн автомобилей тех времен – это настоящее бессмертное классическое искусство. Ну вот, как, например, искусство эпохи ренессанса – чем старее картина, тем больше она ценится и тем больше она стоит.

Ну ладно, наконец-то, машину сфотографировали со всех сторон, со всеми спикерами поговорили, можно спокойно прокатиться. Кабина маломестная, в нее вмещается всего 2 человека. Под пассажиром вполне может подразумеваться пассажирка – вряд ли какая красивая любознательная дама откажется прокатиться с ветерком.

Двигатель заводится с помощью стартера. Для этого нужно повернуть ключ в замке зажигания и нажать на педаль стартера. Заводится с полпинка: никаких вам вжих-вжих-вжих-и-умер. Один раз: вжих - и готов ехать. Кстати, под капотом 3 литра на примерно 120 лошадей.

Перед поездкой я заметно волновался: все-таки грузовики никогда не водил, а за рулем крайний раз сидел около десяти лет назад. Если вдруг у кого возникнут вопросы, отвечу сразу: права есть, а ремни безопасности не предусмотрены конструкцией.

Так вот, проснувшись в день тест-драйва пораньше, я первым делом полез в интернет, чтобы посмотреть схему переключения передач: в какую сторону двигать рычаг. Посмотрел, выучил, но не пригодилось: оказалось, что схема переключения передач точно такая же, как на «Москвиче-412», на котором я учился водить примерно сто лет назад.

Сев за руль, первым делом провел рекогносцировку местности. Впереди по курсу в виде потенциальных препятствий (ну, мало ли что) маячил минивэн недешевой немецкой марки Mercedes, а чуть поодаль, правее от него стоял оранжевый КаМАЗ. Было принято решение, если что, держать курс правее.

Ну, шутки шутками, все обошлось хорошо, и два круга по территории предприятия пролетели за пару минут. Ребят, это реально нереальный кайф – ехать за рулем такого автомобиля! Это не передать словами!

Конечно, в нем нет кондиционера, нет современной аудиосистемы, скорости переключаются скрипя и с характерным треском, а усилители руля в те времена еще, кажется, не изобрели и, чтобы вписаться в поворот, не задев тот самый КаМАЗ, нужно приложить усилия и быть максимально внимательным.

Автопилота здесь тоже нет, на педаль тормоза надо давить по-настоящему, а не ждать, что тормоза со всеми ABS сработают от одного прикосновения. Здесь гораздо важнее само ощущение и осознание факта: именно сейчас именно ты сидишь в салоне ЭТОГО автомобиля. От этого становится очень хорошо.

В этой машине хочется находиться, этой машиной хочется управлять, эту машину очень-очень хочется иметь в своем гараже.

- И ЗИС-5 и другой ретро-автомобиль, ГАЗ-51 1956 года выпуска, также восстановленный нами, мы экспонируем, например, на мероприятиях, посвященных Дню города. Вполне вероятно, что ЗИС и ГАЗ – не последние автомобили, которые мы восстановили, мы и дальше будем этим заниматься, – рассказал Ринат Бикинин, заместитель директора МУП «Спецавтохозяйство по уборке города».

О предприятии

В автопарке предприятия, конечно же, помимо этих ретро-автомобилей достаточно современных машин, которые совершают все необходимые операции по уборке города от мусора в соответствии с современными стандартами и требованиями, мировыми трендами.

Например, сейчас на контейнерных площадках во всех дворах Уфы идет замена контейнеров старых на новые, европейского типа. Если старые всем известные черные металлические были объемом 0,75 кубических метра, новые гораздо вместительнее – 1,1 «куба».

Помимо этого, новые евроконтейнеры мобильны – они на колесах. Если, допустим, машине никак не подъехать к контейнерной площадке, например, «хорошие» водители перегородили дорогу своими «корытами», то евроконтейнер буквально можно довезти до машины. В любом случае, двор без уборки мусора не останется.

Еще евроконтейнеры с крышкой: в ветреную погоду мусор по двору не разлетается. В Уфе уже на половине площадок стоят такие новые контейнеры. К 2020-2021 году они будут стоять во всех уфимских дворах.

Так же постепенно решается проблема раздельного сбора мусора. Один из первых этапов – размещение специальных контейнеров, сетчатых, все их видели, для сбора полиэтиленовых бутылок (ПЭТ, «полторашки»). Предприятие планирует в ближайшее время переходить на сбор стекла. К слову, сейчас из всего мусора, что мы выбрасываем на помойки, до 15% – изымается на вторсырье, то есть, используется в дальнейшем при производстве. Когда проблема раздельного сбора мусора будет решена, доля мусора, изымаемого для вторичной переработки должна дойти до 80%.

Напомним, что МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» – один из четырех региональных операторов, которые, начиная с уже сейчас и на ближайшие 10 лет будут нести ответственность за все, что связано с мусором и его уборкой, утилизацией в Башкирии. МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» теперь ответственно за самую большую зону из 5, в которую помимо Уфы входят еще 14 муниципальных образований.

"