Posted 5 августа 2020,, 04:38

Published 5 августа 2020,, 04:38

Modified 17 октября 2022,, 20:52

Updated 17 октября 2022,, 20:52

Онлайн VS офлайн: готовы ли школы Башкирии к новому учебному году

5 августа 2020, 04:38
Роспотребнадзор озвучил свои требования, но с ними никто не согласен.

Пандемия коронавируса застала врасплох сферу образования. Если прошлый учебный год удалось закончить дистанционно, то с 1 сентября 2020 года правительство Башкирии, соблюдая все рекомендации Роспотребнадзора, планирует вернуть детей к привычной офлайн форме обучения. Конечно, все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в республике. Но готовы ли школы к приему учеников? Медиакорсеть попыталась разобраться в этом вопросе.

15 человек в классе и раздельные перемены

На минувшем оперативном совещании глава Башкирии Радий Хабиров отметил, что окончательное решение по поводу формы обучения школьников на следующий учебный год будет приниматься на следующей неделе. Региональное отделение Роспотребнадзора должно составить рекомендации, опираясь на эпидемиологическую обстановку в нашем регионе. Тем не менее, федеральный Роспотребнадзор уже принял решение о переходе на традиционную схему обучения. А это значит, что 1 сентября дети начнут ходить в школу.

Согласно документу, выпущенному 24 июля 2020 года, все школы должны соблюдать определенные правила для организации учебного процесса. В частности, для каждого класса должно быть составлено индивидуальное расписание, чтобы дети как можно реже пересекались в стенах школы во время перемен.

Еще одно важное требование – в классах должно быть одновременно не более 15 человек. За каждой группой учеников будет закреплен отдельный кабинет для занятий. Посещать другие классы детям будет запрещено. В школах временно придется отказаться от проведения массовых мероприятий, а на входе в здание учебного заведения каждому учителю и ученику будут измерять температуру.

Администрация школы обязана организовывать ежедневную дезинфекцию классов и коридоров в здании. Следовательно, торжественные линейки, вероятнее всего, проводить не станут.

По мнению экспертов, распределение школьников на небольшие группы приведет к глобальной нагрузке на учителей, да и мест для всех может просто не хватить. Это подтверждают и директора школ, которые до сих пор не знают, как соблюсти все прописанные требования.

— У нас школа небольшая. В том году было 134 ребенка.

По правилам Роспотребнадзора должно быть в классе 15 человек, а в классах у нас в среднем по 18 учеников. Троих мы куда денем? И как можно детям запретить общаться и соблюдать дистанцию полтора метра? Я не понимаю. Мне кажется пока рано приводить детей в школы, но есть рекомендации и мы должны их выполнять.

Но на все это необходимы дополнительные ресурсы. Что касается обработки помещений, у нас работают технички на аутсорсинге. Почти ежедневно проводят дезинфекцию, — сказал директор школы села Абызово Караидельского района Альфрит Вагизов.

Онлайн VS офлайн

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, в случае возникновения вспышек заболеваний коронавирусом, школьников снова придется отправить на дистанционное обучение, как это было весной 2020 года.

Для начала стоит вспомнить, с какими трудностями пришлось столкнуться учителям, школьникам и родителям во время домашнего обучения. Больше всего трудностей вызывало отсутствие во многих семьях техники и хорошего интернета. Причем от качества связи страдали не только в отдаленных от столицы районах, но и в Уфе.

Так, в апреле 2020 года, когда на «дистанционку» перешли не только школьники, но и их родители, пытаясь зарабатывать деньги в период карантина, в республике интернет-трафик вырос на 30%. Тогда власти Башкирии попросили взрослых не пользоваться интернетом во время проведения обучающих занятий для детей.

Изначально в министерстве образования утвердили несколько вариантов дистанционного обучения. Школьники могли слушать учителей в режиме реального времени с помощью платформ видеосвязи «Скайп» и «Зум». Если интернет в населенном пункте оставлял желать лучшего, задания можно было получать по электронной почте или через мессенджеры. Ну, и, третьим крайним и спасительным вариантом стала ручная почта. Когда дежурные учителя лично приносили кейсы с заданиями на дом ученику. Однако на деле все оказалось не так гладко.

Вспомним, например, историю из Кигинского района, где трафика не хватило даже для 40 местных школьников и студентов. Для них спасательным кругом в погоне за знаниями стала Межевская дорога – единственное место, где можно было поймать нормальный интернет. Каждый день там собирались десятки машин. В них дети с ноутбуками на коленках пытались вовремя сдать домашнюю работу.

По словам кандидата экономических наук Рустема Шайахметова, существующий формат дистанционного обучения является не эффективным. Прежде всего это связано с недостатком методик обучения онлайн.

— Обеспечить необходимое качество за такой период очень сложно. Необходимо сочетание всех существующих систем обучения. Интернет платформы позволяют использовать индивидуальные формы обучения, но заменить живое общение невозможно. Дети в школах проходят социализацию, а не только учат русский, математику. Необходимо изменять форматы обучения, создавать новые методики и учить учителей пользоваться новыми возможностями интернет обучения. А также необходимо обеспечить сельские территории доступом в интернет, — считает он.

Сами школьники признаются, что учиться в онлайн-режиме довольно тяжело. Во-первых, не весь материал воспринимается также, как при личном контакте с учителем. Нет возможности переспросить или подойти к преподавателю после урока. Во-вторых, постоянные технические неполадки выбивают из колеи и мешают сосредоточиться на информации. Тем не менее, для себя они выделили и плюсы, которые, скорее, негативно скажутся в будущем на уровне интеллекта молодежи.

— У меня не было проблем с интернетом, у некоторых моих одноклассников были. Кто-то не мог зайти, у других мог не ловить интернет.

Все учащиеся скажут, что на дистанционном обучении легче, потому что ты можешь не выполнять домашнее задание. Не всегда нас просили его отправлять учителю. Ещё на обучении мы не учили стихи, не пересказывали рассказы и произведения.

Больше всего мне хочется в школу, но и дистанционно учится я не против. Я не боюсь коронавируса, и, в то же время понимаю, что это важно и именно поэтому буду соблюдать все правила безопасности, — рассказала журналисту Медиакорсети 12-летняя Дарья Мельникова.

Уфимка Альмира Белоусова работает в одной из уфимских школ учителем английского языка в начальных классах уже 11 лет. Вспоминая первые дни на дистанционном обучении, она признается, что к такому никто не был готов.

— Было много проблем, начиная с технической оснащенности и интернета, до методов воспитания. У нас в первые дни зависал даже электронный журнал, через который мы передавали задания ученикам. Нам пришлось выкручиваться, создавать чаты в мессенджерах и осваивать новые платформы для проведения видеоконференций, — рассказывает женщина.

Учитель считает, что министерству образования стоит задуматься о смешанной системе обучения. Ученики начальных классов, пятиклассники и будущие выпускники должны обучаться в традиционной форме, а вот седьмые, восьмые и десятые классы могут поучиться и на «дистанционке».

Трудностей в новом учебном году не избежать и родителям школьников. Какое бы решение не принял региональный Роспотребнадзор, им придется переживать либо за качество знаний, которые получают их дети, либо за состояние их здоровья.

— У меня ребенок ответственный и она училась сама. Дочка сейчас переходит в 6 класс. Нам сказали, что 1 сентября идем в школу и тут, конечно, у нас двоякое отношение.

С одной стороны, на дистанционном обучении дети все равно получают меньше знаний, не всегда понимают материал, с другой стороны есть переживания в плане здоровья. Я не представляю, как они в школах все это организуют.

В этой ситуации я, конечно, больше склоняюсь к дистанционному обучению, но оно не для всех подойдет. Например, у кого ребенок идет в первый класс. Его дома одного не оставишь. Тут нужно все продумать, — считает уфимка Гульсина Ченбарисова.

Стоит напомнить, что ранее вице-премьер правительства РБ Андрей Назаров уверил родителей, что в следующем году ситуация с доступом в интернет значительно улучшится и соответствующие переговоры с провайдерами уже ведутся. Вероятнее всего выяснять, удалось ли улучшить качество связи в республике нам придется только на практике. И то в том случае, если школьников снова переведут в режим онлайн. А пока нам остается лишь ждать официального решения правительства Башкирии.

Медиакорсеть следит за развитием событий.

"