Posted 24 декабря 2018,, 11:06

Published 24 декабря 2018,, 11:06

Modified 17 октября 2022,, 19:58

Updated 17 октября 2022,, 19:58

Житель Башкирии избежал уголовной ответственности за сломанный позвоночник ребенка

24 декабря 2018, 11:06
Рассмотрение уголовного дела в суде откладывалось до тех пор, пока по нему не истек срок давности.

В конце ноября 2016 года семья Хамраевых в полном составе выехала из дома в поселке Кандрыкуль Туймазинского района в Уфу по делам: прогуляться, пройтись по магазинам, может быть, в кино сходить, в кафешке пирожные поесть – устроить теплые семейные посиделки.

В этот день семейного праздника не получилось: до города машина не доехала, попав в серьезное ДТП. Когда автомобиль ехал по трассе, по главной дороге, с боку в него на полной скорости въехал грузовик ГАЗ-2705 «Газель». Водитель Ф., находившийся за рулем «Газели», видимо, просто не посмотрел по сторонам. В автомобиле Geely, в который врезался грузовик, была вся семья – папа с мамой и двое детишек – 12-летняя Алсу и 8-летняя Аделина.

В результате ДТП пострадали все в легковушке. В основном все получили повреждения легкой и средней тяжести. Больше всего не повезло 8-летней Аделине – у нее сильно болело в груди. Девочку обследовали сначала в Центральной районной больнице Тумайзов. Но это исследование ничего серьезного не показало. Осталось только понадеяться, что это просто ушиб, что все пройдет.

Но боль никак не проходила, девочка жаловалась, плакала. Родители решили сделать более серьезное исследование – и не зря. Магнитно-резонансная томография (МРТ) показала: у девочки компрессионный перелом сразу шести (!) грудных позвонков.

Последующая судебно-медицинская экспертиза диагноз гражданских врачей подтвердила: перелом шести грудных позвонков, что является тяжким вредом здоровью. А это уже состав преступления, предусмотренного статьей 264 уголовного кодекса «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью». Санкция статьи предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

Поначалу, еще до того, как был выявлен тяжкий вред здоровью, водителя за нарушение ПДД лишили прав сроком на два года. В дальнейшем, когда это дело рассматривалось уже в Верховном суде и когда уже с помощью экспертизы был выявлен тяжкий вред здоровью ребенка, родители девочки показали в суде результаты экспертизы и потребовали возбудить уголовное дело. Но судья в Верховном суде не только не обратил внимания на то, что это вообще-то уголовное дело, а совсем не административное, но и более того – скостил срок лишения прав виновнику с двух лет до полутора.

Родители не сдавались: прошел год с того момента и до того, как в Верховном суде все-таки признали вред здоровью ребенка тяжким, после чего было возбуждено уголовное дело по 264-й статье УК. С момента же ДТП прошел уже год с лишним. Потом было следствие и вот, наконец, дело дошло до Туймазинского суда.

Однако, судя по данным по движению в суде уголовного дела (см. ниже), его рассмотрения практически не было, заседания постоянно переносилось. Сначала болезнь судьи, потом, якобы, не явились потерпевшие, потом еще какие-то «другие основания». В итоге все закончилось тем, что судья вынес решение: «Уголовное дело прекратить в виду истечения сроков давности».

- Что касается, якобы, неявки в суд потерпевших, то это неправда. На сайте суда написано, что неявка была, например, 13 сентября. В этот день мой представитель был в суде, где заявил гражданский иск. Как он мог заявить гражданский иск и на каком заседании суда, если его не было? По другим датам, по которым заседания тоже, якобы, переносились, мне вообще ничего не известно. Дело в том, что ни меня, ни моего представителя о назначенных заседаниях не извещали, – говорит мама девочки Светлана Хамраева.

Так или иначе, уголовное дело судья прекратил, предусмотренной законом ответственности виновник аварии не понес. А девочка с переломленным позвоночником остается только лечиться и надеяться, что здоровье восстановится.

Насколько нам известно, семья потерпевшей девочки далеко не согласна с решением суда и будет его обжаловать.

«По закону суд должен рассмотреть дело в кратчайшие сроки»

- Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено, что в суде дело должно быть рассмотрено в кратчайшие сроки. Европейский суд по правам человека очень жестко спрашивает за нарушение процессуальных сроков – за то, что нарушаются права потерпевших, подсудимых, например, когда они слишком долго находятся под следствием или когда долго не могут получить приговор, – комментирует ситуацию адвокат Николай Чимчук.

- Согласно внутреннему регламенту, через полгода после начала рассмотрения дела в суде, оно берется на контроль: контролируется, чтобы дело не затягивалось. 1 год – уже критический срок, после истечения которого с судьи начнут спрашивать: почему так долго рассматривается дело. Поэтому стараются, чтобы сроки рассмотрения дела не вышли за пределы 1 года.

- Вообще, в целом это нередкая проблема: законодатель установил слишком маленькие сроки по срокам давности. Два года – иногда за такой срок следствие не успевает провести необходимые экспертизы, в частности, по делам о ДТП.

Например, происшествие имело место в определенных погодных условиях, допустим, зимой. Соответственно, для проведения эксперимента необходимо дождаться этих же погодных условий – для этого необходимо время.

- В данном случае потерпевший имеет право взыскать моральную компенсацию за долгое, если он так считает, судебное разбирательство. Соответственно, уже другой суд должен выяснить, имело ли место при рассмотрении в суде уголовного дела затягивание процесса, его волокита. И если да, то присудить компенсацию.

Медиакорсеть следит за развитием событий.

"